Управляющая компания никак не влияет на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Но именно ей приходится сталкиваться с последствиями. После очередного роста тарифов управляющей компании предстоит справиться с негативом со стороны жителей и не допустить роста задолженности. 

Жители взаимодействуют только с УК, поэтому недовольство дорогой коммуналкой они выплёскивают на обслуживающую организацию. Это может выражаться по-разному. Например, жители задерживают оплату ЖКУ или чаще жалуются на УК в контролирующие органы. Как управляющей компании помочь себе и жителям пережить рост тарифов, рассказываем в статье. 

Как выросли тарифы 

С 1 июля 2024 года жилищно-коммунальные услуги подорожали по стране в среднем на 9,8%. Это был первый рост тарифов за последние полтора года. В 2023-м по решению правительства их не индексировали, а в 2022-м это делали дважды: в июле и декабре. 

Платить за коммуналку в регионах будут по-разному. В одних городах и областях ЖКУ стали дороже на 4-7%, в других — на 10-15%. Самое большое повышение случилось в Забайкальском крае — тарифы выросли там от 8,5% до 19,9%. Меньше всего ЖКУ подорожали в Хакасии (4%) и на Чукотке (4,9%). В Москве и Екатеринбурге тарифы выросли в среднем на 9,8%, в Санкт-Петербурге их решили вообще не поднимать. 

Как определяются тарифы на ЖКУ

Когда и на сколько поднимется плата за кубометр воды или гигакалорию тепла, решает государство. Ещё в ноябре 2023 года в Постановлении Правительства № 3147-р были прописаны предельные индексы, в рамках которых можно поднять тарифы на коммунальные услуги. После этого региональные власти определили точный процент прибавки. 

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение утверждает региональный орган по регулированию тарифов. Цифры могут отличаться у разных ресурсоснабжающих организаций. При расчете учитываются затраты РСО на содержание и обновление сетей, прибыль организации и другие факторы.

Как УК справиться с негативом жителей

О росте тарифов СМИ сообщают за несколько месяцев. Но увидев новые цифры в платежке, поначалу жители всё равно будут неприятно удивлены. И если одни к подорожанию ЖКУ отнесутся с пониманием, другие — с негативом. Теперь нужно платить за коммуналку больше, хотя кажется, что ничего не изменилось — из крана течёт та же вода, батареи греют по-прежнему.

Свою досаду жители, скорее всего, будут высказывать управляющей компании. Она рядом, а до ресурсоснабжающей организации или региональной власти не добраться, чтобы выразить недовольство. 

Самый «простой» способ бунтовать против роста тарифов — игнорировать ежемесячные начисления за ЖКУ. Для УК это значит, что риск неплатежей возрастает. В итоге управляющая компания может накопить дебиторскую задолженность, которая приведёт к судам с РСО, штрафам от надзорных органов или банкротству. Чтобы не допустить роста неплатежей после индексации тарифов, УК нужно постоянно взаимодействовать с жителями. Для этого нужны цифровые инструменты, которые помогут управляющей компании донести до жителей, что: 

  • УК не имеет никакого отношения к росту тарифов на коммунальные услуги. Но всё, что зависит от неё, обслуживающая организация делает своевременно и качественно. Сотрудники управляющей компании регулярно обследуют общедомовое имущество и убирают в подъездах и во дворе, а также принимают заявки от жителей и вовремя их выполняют. Когда собственники видят, что УК работает добросовестно, у них меньше поводов для претензий. 

  • Платить за коммуналку — обязанность владельцев квартир, которая прописана в жилищном законодательстве РФ. Если игнорировать оплату ЖКУ, управляющая компания вправе начислить пени, ограничить подачу коммунальных ресурсов или подать на должника в суд. Чтобы жители не забыли заплатить за коммуналку, УК должна напоминать им о дате очередного платежа и рисках несвоевременной оплаты.

В чем помогут цифровые инструменты от Диспетчер 24

Цифровая система для обслуживающих организаций позволяет автоматизировать управление недвижимостью. В экосистеме сервиса Диспетчер 24 есть мобильное приложение жителя и его веб-версия. Их наши клиенты получают бесплатно. Приложение — это удобный инструмент для коммуникации управляющей компании и жителей. Оно помогает решить сразу несколько вопросов.

  • Качественно обрабатывать заявки жителей. Все обращения, оставленные в приложении, попадут в диспетчерскую службу. Оператор зарегистрирует заявку и передаст её исполнителю. В приложении пользователь увидит, как идёт работа по его заявке, комментарии исполнителя и фото- или видеоотчёт к задаче. После выполнения заявки житель сможет оценить работу сантехника или электрика. 

  • Рассказывать о работе компании. В мобильном приложении жители могут прочитать новости УК, отчёты о проделанной работе, объявления о плановом ремонте или повестку общего собрания собственников. Владельцы квартир будут всегда в курсе того, что происходит в доме. Им не придётся ругать УК за то, что они пропустили ОСС или не увидели новость о ремонте лифта.

  • Сократить число неплательщиков. В мобильном приложении можно напомнить жителям о дате очередного платежа за коммуналку, а неплательщикам — о размере долга и возможных последствиях. Оплатить ЖКУ также можно в приложении. В УК не будет накапливаться дебиторская задолженность, на работу с которой нужно тратить время и силы. 

Возможности платформы Диспетчер 24 помогут УК не только автоматизировать управление домами, но и повысить лояльность жителей. Собственники будут видеть, что управляющая компания качественно обслуживает жилфонд и заботится о комфорте жителей. Тогда у них не будет претензий к работе, даже несмотря на очередной рост тарифов ЖКХ.

Если вы хотите упростить взаимодействие с жителями, оставьте заявку в форме ниже. Мы расскажем, как выстроить коммуникацию с помощью сервиса Диспетчер 24.